В Росатоме рассказали о планах по развитию Севморпути до 2035 года

Госкорпорация «Росатом» наметила несколько направлений, чтобы сделать Северный морской путь круглогодичной и безопасной магистралью, которая обеспечит реализацию крупных российских проектов в Арктике. Программа включает и строительство ледоколов, и развитие портов, и запуск инновационных спутников. О трех основных направлениях работы госкорпорации в этой области рассказал в рамках конференции RAO/CIS Offshore-2019 заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. 
Первой и принципиально важной задачей он назвал строительство судов ледового класса, которые смогут ходить со скоростью, позволяющей делать многие намеченные проекты в Арктике экономически эффективными. «До 2035 года, мы считаем, будет введено в строй восемь новых атомных ледоколов: пять универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью по 60 МВт и три ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Три ледокола уже строятся на Балтийском заводе, еще по двум заключены контракты, они будут построены до 2025 года. Приняты также все решения по головному ледоколу «Лидер». Смотрим на этот проект с оптимизмом и планируем уже к следующему году заключить контракт со «Звездой», – сообщил М. Кулинко. Второе направление развития касается строительства аварийно-спасательных судов. 
По словам представителя Росатома, задача – построить 16 единиц до 2024 года. «По нашим оценкам и оценкам Минтранса этого будет достаточно для обеспечения безопасности мореплавания и наших судов, и судов иностранных коллег», – добавил М. Кулинко. 
Третье направление – развитие инфраструктуры морских портов, которое реализуется в рамках федеральной программы «Северный морской путь». В их числе — строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в Обской губе Карского моря для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2». Документация на стройку была одобрена Главгосэкспертизой в июне этого года. В списке есть также обустройство бухты Север в восточной части Енисейского залива и угольного терминала «Чайка» на Таймыре. Кулинко подчеркнул, что этот список не исчерпывающий и пригласил специалистов, в том числе зарубежных, к его обсуждению. 
Кроме того, представитель Ростома рассказал о планах по созданию отечественной спутниковой группировки, которая обеспечит оперативную сводку метеорологических и гидрологических данных, а также будет давать точный анализ ледовой обстановки. «До 12 спутников должно быть запущено до 2025 года исходя из текущей программы. Это достаточно дорогостоящее удовольствие. При этом есть перспективные наработки запуска инновационных спутников, которые не такие большие, но могут использовать радиолокационное оборудование и обеспечить ледовую разведку», – сообщил М. Кулинко. Работа ведется совместно с Роскосмосом и Росгидрометом. Общий бюджет федерального проекта «Северный морской путь», по данным Росатома, составляет 707 337,35 млн рублей.